Фото-галерея для Русские в Киргизии

| Изображение 1 из 1 |

matveev1

matveev1

Русские в Киргизии

Статья: тема тэги гео

Заселение русских на земли киргизов началось примерно в середине XIX века. Добровольное вхождение в Российскую империю основной части нынешнего Кыргызстана (1861‐1876 годы) позволило уральским казакам целыми станицами переезжать в Азию. Так было создано Семиреченское казачество.
Жили двести лет вместе.

Отношения русских с коренным населением складывались, в целом, неплохо. История хранит предания о том, что первые церкви русских располагались в юртах киргизов, а богатые киргизы делали пожертвования на строительство православных храмов. Необходимо отметить, что киргизам вообще была свойственна национальная и религиозная толерантность.
Но картина была далеко не благостной: разность культур и менталитетов, соприкосновение поведенческих стереотипов, имеющих различные этнокультурные основы, на протяжении времени совместного проживания приводили к сохранению в массовом сознании деления на «свой» и «чужой». Часто это приводило к местным, бытовым проблемам и противостояниям между ними.
Эти противоречия приобрели крайние формы с началом Первой мировой войны.
За первые два года войны увеличилось количество изъятий земель у коренного населения, усилился произвол представителей всех звеньев колониальной администрации. Это привело к тому, что летом 1916 года в Киргизии вспыхнуло мощное национальное восстание угнетённого киргизского дыйканства с участием представителей других местных национальностей.
Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского инородческого населения в возрасте от 19 до 43 лет на военно-тыловые работы. 3 августа киргизы и дунгане, собравшиеся у здания Пржевальского уездного управления, стали требовать отмены набора тыловых рабочих. Их грубо разогнали солдаты, что ещё более накалило обстановку в городе и уезде.
9 августа открыто выступили против царских чиновников киргизы, населявшие Джумгалскую, Кочкорскую, Шаркыратминскую, Шатеновскую, Саяковскую, Чоринскую, Чериковскую, Аджинейскую, Мынакельдинскую волости. В Ниязбековской волости Атбашинского участка группа бедняков из 30 человек угрожала волостному управителю убийством. Выступили против призыва на тыловые работы группа косарей Чериковской волости, а также триста рядовых скотоводов, кочующих в урочище Сонкёл. В середине ноября очаги восстания в горных местностях Пржевальского уезда были подавлены. Обиды, нанесенные друг другу в тот период, не забыты.
Жогорку Кенеш — парламент Киргизии своим постановлением утвердил один из августовских дней Днем памяти жертв национального восстания киргизского народа в 1916 году. По мнению ряда киргизских историков и политологов, подобное решение может вбить клин между киргизами и русскими.
Преобразилась Киргизия в советские годы. В республику прибывали уже не крестьяне, а специалисты, высококвалифицированные рабочие. Особенно быстро численность русского населения Киргизии росла в 1960-е годы. Но уже в середине 1970-х началась постепенная обратная миграция — возвращение русских в европейскую часть СССР. Причиной тому стало перенасыщение рынка труда.
Массовая эмиграция в девяностых
В девяностые годы, после распада СССР, русские в Киргизии оказались в очень сложном положении — с появлением независимого Кыргызстана остро встала проблема идентичности, определения своего отношения к новому «нерусскому» государству и к исторической родине — Российской Федерации. Русские были вынуждены вживаться в роль и статус этнического меньшинства и смириться с утратой прежнего положения равноправного этноса на территории Киргизии.
Первую мощную волну русской эмиграции из Киргизии вызвали трагические события в городах Узген и Ош летом 1990 года, когда в ходе конфликта между киргизами и узбеками погибло до 15 тысяч человек, в том числе немало русских. В первое десятилетие независимости межнациональная ситуация в стране была относительно стабильной. В 2000 году были приняты указ президента «О дополнительных мерах по регулированию миграционных процессов в Кыргызской Республике» и закон «О русском языке», придавший ему статус второго государственного.
Главной причиной исхода русских из Кыргызстана в девяностые годы специалисты считают все-таки экономику — крах промышленности, рост безработицы, общее снижение уровня жизни. Безусловно, присутствовал и этнический момент, выразившийся, прежде всего, в мононационализации руководящих кадров и общем усилении межнациональной конкуренции на рынке труда. Русские были, за редким исключением, оттеснены с позиций, позволявших влиять на происходящее в обществе. Введение экзамена на знание государственного языка для госслужащих затруднило доступ в органы власти для русскоговорящего населения.
Рост миграции киргизов из сельской местности изменил этническую структуру городов, где проживало и проживает большинство русских. Шли, в общем, естественные процессы, приведшие к явному преобладанию представителей титульной нации не только во властных структурах, но и в составе городской интеллектуальной элиты. Плохое знание русским населением государственного языка очень ослабило его позиции в общественно-политической жизни.
К этому добавился рост напряженности на южных границах Киргизии. Толчком к эмиграции русских стала «баткенская война» с боевиками Исламского движения Узбекистана, которая шла в летние месяцы 1999 и 2000 годов на юге Кыргызстана.
Усиление национализма
По мере становления Киргизии как суверенного государства в политической жизни страны происходили политические изменения, которые напрямую затрагивали ее население. Не прекращалось вытеснение русского языка и русскоязычных кадров из престижных сфер управления и экономики. Вместе с тем во всех трех вариантах проектов новой конституции Кыргызстана, разработанных комиссией Азимбека Бекназарова, русский язык лишался статуса официального. Среди политической элиты Кыргызстана разгорелись острые споры по этому вопросу, в ходе которых сохранение официального статуса русского языка получило поддержку большинства.
Однако попытки удалить русский язык из числа официальных продолжились.
Можно вспомнить решение о переводе с 1 января 2007 года всего делопроизводства в стране на киргизский язык, которое русской диаспорой было воспринято крайне негативно. Тогда это решение не было реализовано — еще 18 декабря 2006 года президент М. К. Бакиев заявил, что к переводу делопроизводства на государственный язык Кыргызстан не готов. И все же национализм явно набирал силу в стране.
Широкий резонанс в свое время получило, скандальное выступление депутата Бейшена Абдырасакова, отчитавшего в парламенте министра труда и социального развития Назгуль Ташбаеву за то, что она выступала на русском.
Во время апрельских событий «революционная активность» нередко приобретала просто погромный характер в отношении нацменьшинств (курдов, турок-месхетинцев, уйгуров, а потом узбеков и русских). Появились высокопоставленные идеологи, которые попытались обосновать новый идеологический и националистический подход к решению проблем населения страны. Так, Эмильбек Каптагаев, возглавивший администрацию президента переходного периода Розы Отунбаевой, всего лишь через неделю прихода к власти (16 апреля 2010 года) заявил: «Кыргызстан — государство для кыргызов, кого это не устраивает, может здесь не жить». Быстро обозначились направления, по которым энергично действовали ультранационалисты: 1) законодательное закрепление особого статуса «титульной нации»;
2) вытеснение русского языка и тотальное внедрение киргизского.
Советник президента Кыргызстана по политическим вопросам Топчубек Тургуналиев разработал проект «Закона о титульной нации», в котором титульной определена «нация, составляющая государство». Хотя киргизские политические партии и являются носителями самых различных идеологий — от национал-консервативной и либеральной до социалдемократической и коммунистической, целый ряд их руководителей сочли необходимым обозначить новый идеологический и националистический подход.
Например, председатель социалистической партии «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев прямо заявил: «Везде есть негласное правило, что заниматься политикой — это удел титульной нации». Лидер партии «Ата Журт» («Отечество») Камчибек Ташиев неоднократно утверждал, что в Кыргызстане могут проживать лишь те представители нацменьшинств, которые готовы повиноваться киргизам и будут служить им верой и правдой.
На этом фоне кровавые события в Ошской области летом 2010 года уже нельзя назвать неожиданностью. Агрессивность националистических кругов возросла.
Ими последовательно нагнетались антиузбекские, антирусские и антисемитские настроения. В парламенте постоянно выдвигались инициативы в духе заявлений Каптагаева, Тургуналиева и Ташиева. Коекакие инициативы реализовывались.
Избранный в 2011 году президентом республики Алмазбек Атамбаев, как известно, провозгласил курс на более тесное сближение с Россией в рамках Таможенного союза. Тем не менее политика новой администрации в области межнациональных отношений вызывала довольно противоречивые чувства, в том числе у русской общины Кыргызстана. Нельзя было не заметить, что советником по межнациональным отношениям Атамбаев назначил не кого-нибудь, а Каптагаева.
В 2012–2013 годах на государственном уровне принимались меры к вытеснению русского языка из делопроизводства. В частности, в марте 2013 года президент А.Атамбаев подписал поправки в закон «Об официальном языке», согласно которым нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления по их собственному решению могут издаваться исключительно на государственном языке — при условии преобладания на их территории жителей, владеющих государственным языком.
В то же время президент отклонил предложенные парламентом поправки в некоторые законодательные акты и в закон «О языке», вводящие штрафы для государственных чиновников за незнание киргизского языка.
Трудовые мигранты
На фоне усугубляющегося экономического кризиса в Киргизии значительная часть киргизского населения (имеются в виду этнические киргизы) пытаются найти свое применение на территории России. Как правило, это неквалифицированная и низкооплачиваемая работа. Молодые люди сталкиваются с социальной несправедливостью, порой и националистическим отношением к себе. Это, в свою очередь, используется киргизскими ультранационалистами для всевозможного нагнетания страстей, вплоть до провоцирования антирусских выступлений. Безусловно, на психологический климат вокруг русской общины влияют и развернувшиеся в последнее время в Кыргызстане достаточно острые дискуссии вокруг целесообразности вступления страны в Таможенный и Евразийский союзы.
По прогнозу Фонда ООН в области народонаселения, к 2030 году в Кыргызстане останется всего около 194 тысяч русских.
Как отмечает лидер «Русского объединительного союза соотечественников» Александр Иванов, прогнозы Фонда ООН основаны на показателях, характерных лишь для стабильного развития страны.
Но кто гарантирует, что у Кыргызстана впереди стабильное будущее?
Почти весь постсоветский период Кыргызстан и его русская община находились на периферии внимания российской общественности, не говоря уже о российских властях. Страна маленькая, не обладающая значительными природными ресурсами, не имеющая общих границ с Россией. В 1990-е годы, в период массового исхода русских из ближнего зарубежья, да и в последующие времена, из Москвы в основном раздавались гневные обвинения насчет дискриминации русских в адрес стран Балтии, а затем и в адрес Украины.
Между тем русская община Кыргызстана сокращается самыми быстрыми темпами. И процесс этот продолжается, обретая, похоже, необратимый характер.
В России же о судьбе русских Кыргызстана вспоминают, похоже, только в увязке с проблемой растущей трудовой миграции киргизов.